
Дело № 2- 2036/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вербиной М.С., при секретаре Усачёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискарева Максима Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Пискарев М.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Архангельской области» (далее – СИЗО-1) о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в августе 2017 г. он был доставлен под конвоем из г. Сургута в СИЗО-1 г. Архангельска. В период с августа 2017 г. по декабрь 2018 г. содержался в камерах № 15, № 14, № 30; с февраля по апрель 2020 г. - в камере № 24. Помещения камер оборудованы двуспальными кроватями, тумбами, стулом, 2 скамьями, вешалкой для вещей, полкой для телевизора, полкой для туалетных принадлежностей, сушилкой для белья, занимающими, включая зону умывальника и санузла, около 16 кв.м. помещения камеры. Общая площадь камер составляет не более 34 кв.м., что значительно меньше заявленной администрацией СИЗО-1 площади камеры 40 кв.м. С учетом расстановки мебели свободная площадь камер составляет около 18 кв.м. В помещениях указанных камер совместно с истцом одновременно находилось от 12 до 20 человек, что свидетельствует о нарушении в СИЗО-1 санитарной площади на 1 человека, составляющей 4 кв.м. Пребывание в стесненных условиях оказывало на истца сильное психологическое давление, в связи с чем он испытывал моральные страдания. Оценивая указанные условия как бесчеловечные, истец просит взыскать с администрации СИЗО-1 в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 29 ФСИН России» (далее – МСЧ-29), Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее – УФСИН России), должностные лица Шорников С.Л., Карлин А.А., Денисенко МА.
В судебном заседании Пискарев М.В., участвующий при рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно просил учесть, что в связи с длительным нахождением в СИЗО-1 в стесненных условиях, он вел малоподвижный образ жизнь, вследствие чего у него развилось заболевание «геморрой».
Представитель ответчиков ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области», ФСИН России, а также третьего лица УФСИН России по Архангельской области Верещагина О.Ю., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях. Полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что установленный приказом Минюста России от 17.06.2015 № 143 по СИЗО-1 лимит наполняемости составляет 283 человека. В учреждении имеются два режимных корпуса, эксплуатация второго режимного корпуса приостановлена на основании приказа и.о. начальника УФСИН России от 23.12.2009 № 809. Администрация СИЗО-1 при поступлении в учреждение лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, не вправе отказать в их приеме в связи с превышением лимита наполняемости.
Представитель МСЧ-29 Боброва Ю.А., действующая на основании доверенности, полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Шорников С.Л., Карлин А.А., Денисенко М.А. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 17 Конституции Российской Федерации гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции Российской Федерации).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что к вышеуказанным случаям относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или, когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод», ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, в соответствии со статьей 3 Конвенции государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключённого адекватно охранялись.
В соответствии со ст. 1 и 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах в заявленный истцом период времени регламентировались Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 (далее – Правила внутреннего распорядка).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Статьей 15 этого же закона установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетные принадлежности (статья 23).
Согласно п. 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14.10.2005 г. № 189, размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.
В соответствии с абз. 5 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Материалами дела подтверждено, что Пискарев М.В. содержался в СИЗО-1 в период с 19.08.2017 по 09.12.2018 и с 28.02.2020 по настоящее время.
19.08.2017 истец прибыл в СИЗО-1 из ФКУ ИК-11 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу на основании постановления Следственной части СУ УМВД России по г. Архангельску от 08.06.2017 в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ.
По приговору мирового судьи судебного участка № 3 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа от 18.04.2013 Пискарев М.В. был осужден по ст. 112 ч.1, ст. 74 ч.4, ст.70 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 06.06.2013; начало срока отбывания наказания 18.04.2013, конец срока 17.04.2018.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30.03.2018 в отношении Пискарева М.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
09.12.2018 Пискарев М.В. убыл для дальнейшего содержания в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области.
28.02.2020 Пискарев М.В. вновь прибыл в СИЗО-1 на основании постановления Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16.01.2020. Постановлением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 25.03.2020 продлен срок содержания под стражей до 12.06.2020.
Частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) установлено, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Согласно ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Часть 3 ст. 77.1 УИК РФ устанавливает, что осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.При этом частями 1, 2 статьи 99 УИК РФ (главы 13 УИК РФ – условия отбывания наказания в исправительном учреждении) установлено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Поскольку истец по приговору мирового судьи судебного участка № 3 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа от 18.04.2013 являлся осужденным к лишению свободы, то в период нахождения в СИЗО-1 с 19.07.2017 по 17.04.2018 на него распространялись положения ст. 99 УИК РФ, устанавливающей норму жилой площади в расчете на одного осужденного не менее 2 кв.м.
В период с 19.08.2017 по 09.12.2018 и с 28.02.2020 Пискарев М.В. содержался в следующих камерах:
- с 19.08.2017 по 29.12.2017 в камере № 15, общей площадью 40 кв.м.; количество лиц, содержащихся в камере № 15 в указанный период, составляло от 9 до 19 человек;
- с 30.12.2017 по 11.01.2018 в камере № 7, общей площадью 12,5 кв.м.; количество лиц, содержащихся в данной камере в указанный период, составляло 1-2 человека.
Таким образом, установленная ст. 99 УИК РФ норма жилой площади, приходящаяся на осужденного, в отношении истца в вышеуказанные периоды была соблюдена.
С 12.01.2018 по 03.05.2018 Пискарев М.В. содержался в камере № 15, общей площадью 40 кв.м. Количество лиц, содержащихся в данной камере в указанный период, составляло от 9 до 20 человек, в том числе в период с 18.04.2018 по 03.05.2018 – от 10 до 16 человек.
Таким образом, в период с 12.01.2018 по 17.04.2018 на истца распространялась норма жилой площади, установленная в соответствии со ст. 99 УИК РФ, которая администрацией СИЗО-1 была соблюдена.
В период с 18.04.2018 по 03.05.2018 на истца, содержащегося в СИЗО-1 в качестве обвиняемого, распространялась установленная в соответствии с абз. 5 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 кв.м.
Учитывая, что с 19.04.2018 по 22.04.2018, с 24.04.2018 по 03.05.2018 в камере № 15 содержалось от 11 до 16 человек, то установленная Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» санитарная норма на одного человека в отношении истца была нарушена.
С 04.05.2018 по 05.09.2018 истец содержался в камере № 14, общая площадь которой составляла 40 кв.м.
При этом с 04.05.2018 по 02.07.2018, с 18.07.2018 по 13.08.2018, с 15.08.2018 по 05.09.2018 численность лиц, содержащихся в данной камере, составляла от 11 до 19 человек. Таким образом, приходящаяся на истца в указанные периоды площадь камеры не соответствовала санитарной норме.
С 06.09.2018 по 10.09.2018 истец содержался в камере № 9, общая площадь которой составляла 11 кв.м., количество лиц, содержащихся в камере – 3 человека. Таким образом, приходящаяся на истца площадь камеры не соответствовала санитарной норме.
11.09.2018 истец содержался в камере № 30, общая площадь камеры 40 кв.м., число лиц, содержащихся в камере – 12 человек, что не соответствует санитарной норме.
С 12.09.2018 по 07.10.2018 истец содержался один в карцере № 1, общая площадь которого составляет 4 кв.м., что соответствует санитарной норме.
С 08.10.2018 по 11.10.2018 истец содержался в камере № 30, общей площадью 40 кв.м. Число лиц, содержащихся в данный период в указанной камере, составляло 14-15 человек, что не соответствует санитарной норме.
С 12.10.2018 по 30.10.2018 истец содержался в камере № 18, общая площадь камеры 40 кв.м. Число лиц, содержащихся в указанной камере, с 13.10.2018 по 30.10.2018 составляло 13-14 человек, что не соответствует санитарной норме.
С 31.10.2018 по 12.11.2018 истец содержался в камере № 30, общая площадь которой 40 кв.м. Число лиц, содержащихся в данный период в указанной камере, составляло 11-14 человек, что не соответствует санитарной норме.
С 13.11.2018 по 09.12.2018 истец содержался один в карцере № 1, общая площадь камеры - 4 кв.м., что соответствует санитарной норме.
С 28.02.2020 по 29.04.2020 истец содержался в камере № 24, общая площадь которой 40 кв.м. Число лиц, содержащихся в указанный период в данной камере, составляло 11-16 человек, что не соответствует санитарной норме.
Таким образом, факт нарушения санитарной нормы площади на 1 человека при содержании истца в СИЗО-1 в качестве обвиняемого в отдельные вышеуказанные периоды достоверно подтвержден справкой о соблюдении нормы санитарной площади за период содержания Пискарева М.В. в СИЗО-1.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с разъяснениями в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Основания ответственности за причинение вреда регулируются нормами гражданского законодательства.
Положениями ст. 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
По смыслу приведенных норм по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают главные распорядители соответствующих бюджетных средств.
Учитывая, что указанное нарушение прав истца произошло по вине администрации СИЗО-1, не обеспечившей соблюдение санитарной нормы при содержании истца в следственном изоляторе, надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям выступает Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, которая в соответствии с подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Пискарева М.В. к ответчику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области надлежит отказать.
В обоснование размера заявленных исковых требований о взыскании компенсации морального вреда истец пояснил, что вследствие длительного пребывания в стесненных условиях у него развилось заболевание «геморрой».
Согласно выписке из медицинской карты осужденного Пискарева М.В., истец содержится в учреждениях уголовно-исполнительной системы с 2013 год. При поступлении в следственный изолятор был осмотре медицинским работником и обследования в соответствии с Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190. Патологии не выявлено. В апреле 2020 года истцу установлен диагноз: хронический геморрой, в связи с которым он с 06.04.2020 по 12.04.2020 получал лечение. В дальнейшем с жалобами, характерными для указанного заболевания, активно не обращался.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста врач ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Лукаш И.М. пояснил, что диагноз «хронический геморрой» установлен истцу в апреле 2020 года. Причины возникновения вышеназванного заболевания различны, в том числе малоподвижный образ жизни.
Суд, учитывая пояснения истца, заключение специалиста, исследовав материалы дела, из которых следует, что истец длительное время содержится в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе в СИЗО-1, полагает, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между указанными в обоснование истца обстоятельствами, связанными с нарушением санитарной нормы, и возникшим у истца заболеванием.
В то же время, суд учитывает, что пребывание истца в СИЗО-1 в условиях, не соответствующих санитарной норме, вызывало у истца физические и нравственные страдания, в связи с чем требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства данного дела, продолжительность нравственных страданий истца, отсутствие негативных последствий нарушения его прав в связи с ненадлежащими условиями содержания, в связи с чем, полагает разумным и справедливым взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пискарева Максима Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Пискарева Максима Владимировича денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Архангельской области» - отказать
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий М.С. Вербина
Решение в окончательной форме изготовлено 07 октября 2020 года.
Председательствующий М.С. Вербина